Латвия
Государственное устройство и политика Латвии
В 1918 административная система управления
Российской империи была заменена институтами парламентской
республики. Конституция 1922 ввела пост президента, однопалатный
парламент (сейм) и кабинет, возглавляемый премьер-министром. В
1920-е и начале 1930-х годов наибольшими симпатиями избирателей
пользовались левоцентристская Социал-демократическая партия и
правоцентристский Крестьянский союз, хотя в парламентских выборах
участвовало несколько десятков партий и политических групп.
Социал-демократы регулярно получали значительное число мест в сейме,
тогда как Крестьянский союз преуспевал в создании коалиций и
правительственных кабинетов. Эта система была ликвидирована в мае
1934, когда премьер-министр Карлис Улманис, лидер Крестьянского
союза и член многочисленных прежних кабинетов, осуществил
государственный переворот. Улманис приостановил действие конституции
и деятельность парламента, упразднил политические партии и ввел
прямое президентское правление. Личная диктатура Улманиса
сохранялась вплоть до лета 1940, когда Латвия была включена в состав
Советского Союза.
Последующая советизация латвийских государственных институтов и
политики была остановлена немецким нападением на СССР и оккупацией
Прибалтики (1941–1944). В этот период более 100 тыс. человек погибло
в концентрационном лагере Саласпилс. Советизация возобновилась после
1945, хотя против нее вплоть до 1957 активно боролось партизанское
движение «лесные братья». К концу 1940-х годов государственные
институты в Латвийской ССР были такими же, как и во всех других
советских республиках. Их главной функцией было исполнение решений,
принимаемых руководством СССР в Москве. Единственной легальной
политической партией являлась Коммунистическая партия Латвии, члены
которой занимали все важные государственные посты.
Политическая система, сложившаяся в Латвийской ССР в конце 1940-х
годов, по существу не изменялась до конца 1980-х годов – периода
гласности и перестройки, когда в прибалтийских республиках возникли
широкие политические движения, называвшиеся «народными фронтами».
Первая демонстрация протеста в Латвии состоялась 23 августа 1987.
Латвийский народный фронт начал свою деятельность в октябре 1988 и
вскоре по своей численности превзошел компартию. В то же время КПЛ
быстро теряла своих членов. В Верховном Совете, избранном в марте
1990, преобладали члены Латвийского народного фронта (2/3 мест) и
других общественных организаций, выступавших за отделение от
Советского Союза. 4 мая 1990 Верховный Совет ЛССР принял Декларацию
о восстановлении независимости и изменил название страны на
Латвийскую Республику.
21 августа 1991 Верховный Совет провозгласил независимость Латвии, а
23 августа была запрещена коммунистическая партия. 6 сентября 1991
Советский Союз официально признал независимость Латвии.
После восстановления независимости Верховный Совет остался
законодательным органом власти, а его председатель был официальным
главой государства. Исполнительная власть возлагалась на Совет
министров, возглавлявшийся премьер-министром. Эта система оставалась
в силе до парламентских выборов в июне 1993, вернувших к жизни сейм.
Была подтверждена Декларация о независимости, принятая в мае 1990, и
восстановлена конституция 1922. В системе власти предусматривались
выборный парламент (сейм), президент, избираемый сеймом, и
многопартийная политическая система с пропорциональным
представительством. В переходный период 1991–1993 Верховный Совет
принял законы о проведении реформ, чтобы устранить остатки советской
системы, и восстановил многие правовые принципы первой республики,
включая те, что касались частной собственности, личных прав и
свободы слова и собраний. Кроме того, Верховный Совет приступил к
созданию пограничной и таможенной служб и небольших вооруженных сил.
Задача завершения всей этой работы легла на новый сейм.
К 1993 политическая структура республики стабилизировалась. Сейм
реформировал государственные министерства, доставшиеся стране в
наследство от советского периода, и разработал принципы гражданской
службы для государственных чиновников. Была достигнута
договоренность с Российской Федерацией о выводе бывших советских
войск. В августе 1998 последняя российская воинская часть покинула
Латвию после закрытия радиолокационной станции в Скрунде. В 1994
сейм принял новый Закон о гражданстве, который определил статус
различных групп населения, а в 1995 принял Закон о натурализации.
Однако по мере приближения выборов 1995 политическая ситуация
становилась все более неустойчивой. Политическое положение
стабилизировалось в июне 1999, когда новый состав сейма избрал
нового президента Латвии.
Латвия отказалась присоединиться к Содружеству независимых
государств (СНГ) – преемнику Советского Союза, однако заключила
двухсторонние соглашения с отдельными членами этого содружества, в
частности с Россией, Украиной и Белоруссией. В сентябре 1991 Латвия
стала членом ООН, в 1992 – членом Всемирного банка и Международного
валютного фонда, а в 1995 – членом Совета Европы. В конце 1990-х
годов Латвия подала заявки на членство в НАТО и ЕС. Однако
Европейский союз не включил Латвию в первоочередной список
кандидатов на членство в ЕС, а НАТО не дала твердых гарантий о
принятии в свой состав трех прибалтийских государства в связи с
отрицательной позицией России.
Туроператор "Диалог" предлагает туры в Латвию по прямой цене, корпоративные и индивидуальные туры в Латвию.