Диалог – туры в Прибалтику из Москвы

Уважаемые туристы!
Телефон для экстренной связи: 8-985-452-91-09.


Латвия

Государственное устройство и политика Латвии

В 1918 административная система управления Российской империи была заменена институтами парламентской республики. Конституция 1922 ввела пост президента, однопалатный парламент (сейм) и кабинет, возглавляемый премьер-министром. В 1920-е и начале 1930-х годов наибольшими симпатиями избирателей пользовались левоцентристская Социал-демократическая партия и правоцентристский Крестьянский союз, хотя в парламентских выборах участвовало несколько десятков партий и политических групп. Социал-демократы регулярно получали значительное число мест в сейме, тогда как Крестьянский союз преуспевал в создании коалиций и правительственных кабинетов. Эта система была ликвидирована в мае 1934, когда премьер-министр Карлис Улманис, лидер Крестьянского союза и член многочисленных прежних кабинетов, осуществил государственный переворот. Улманис приостановил действие конституции и деятельность парламента, упразднил политические партии и ввел прямое президентское правление. Личная диктатура Улманиса сохранялась вплоть до лета 1940, когда Латвия была включена в состав Советского Союза.

Последующая советизация латвийских государственных институтов и политики была остановлена немецким нападением на СССР и оккупацией Прибалтики (1941–1944). В этот период более 100 тыс. человек погибло в концентрационном лагере Саласпилс. Советизация возобновилась после 1945, хотя против нее вплоть до 1957 активно боролось партизанское движение «лесные братья». К концу 1940-х годов государственные институты в Латвийской ССР были такими же, как и во всех других советских республиках. Их главной функцией было исполнение решений, принимаемых руководством СССР в Москве. Единственной легальной политической партией являлась Коммунистическая партия Латвии, члены которой занимали все важные государственные посты.

Политическая система, сложившаяся в Латвийской ССР в конце 1940-х годов, по существу не изменялась до конца 1980-х годов – периода гласности и перестройки, когда в прибалтийских республиках возникли широкие политические движения, называвшиеся «народными фронтами». Первая демонстрация протеста в Латвии состоялась 23 августа 1987. Латвийский народный фронт начал свою деятельность в октябре 1988 и вскоре по своей численности превзошел компартию. В то же время КПЛ быстро теряла своих членов. В Верховном Совете, избранном в марте 1990, преобладали члены Латвийского народного фронта (2/3 мест) и других общественных организаций, выступавших за отделение от Советского Союза. 4 мая 1990 Верховный Совет ЛССР принял Декларацию о восстановлении независимости и изменил название страны на Латвийскую Республику.

21 августа 1991 Верховный Совет провозгласил независимость Латвии, а 23 августа была запрещена коммунистическая партия. 6 сентября 1991 Советский Союз официально признал независимость Латвии.

После восстановления независимости Верховный Совет остался законодательным органом власти, а его председатель был официальным главой государства. Исполнительная власть возлагалась на Совет министров, возглавлявшийся премьер-министром. Эта система оставалась в силе до парламентских выборов в июне 1993, вернувших к жизни сейм. Была подтверждена Декларация о независимости, принятая в мае 1990, и восстановлена конституция 1922. В системе власти предусматривались выборный парламент (сейм), президент, избираемый сеймом, и многопартийная политическая система с пропорциональным представительством. В переходный период 1991–1993 Верховный Совет принял законы о проведении реформ, чтобы устранить остатки советской системы, и восстановил многие правовые принципы первой республики, включая те, что касались частной собственности, личных прав и свободы слова и собраний. Кроме того, Верховный Совет приступил к созданию пограничной и таможенной служб и небольших вооруженных сил. Задача завершения всей этой работы легла на новый сейм.

К 1993 политическая структура республики стабилизировалась. Сейм реформировал государственные министерства, доставшиеся стране в наследство от советского периода, и разработал принципы гражданской службы для государственных чиновников. Была достигнута договоренность с Российской Федерацией о выводе бывших советских войск. В августе 1998 последняя российская воинская часть покинула Латвию после закрытия радиолокационной станции в Скрунде. В 1994 сейм принял новый Закон о гражданстве, который определил статус различных групп населения, а в 1995 принял Закон о натурализации. Однако по мере приближения выборов 1995 политическая ситуация становилась все более неустойчивой. Политическое положение стабилизировалось в июне 1999, когда новый состав сейма избрал нового президента Латвии.

Латвия отказалась присоединиться к Содружеству независимых государств (СНГ) – преемнику Советского Союза, однако заключила двухсторонние соглашения с отдельными членами этого содружества, в частности с Россией, Украиной и Белоруссией. В сентябре 1991 Латвия стала членом ООН, в 1992 – членом Всемирного банка и Международного валютного фонда, а в 1995 – членом Совета Европы. В конце 1990-х годов Латвия подала заявки на членство в НАТО и ЕС. Однако Европейский союз не включил Латвию в первоочередной список кандидатов на членство в ЕС, а НАТО не дала твердых гарантий о принятии в свой состав трех прибалтийских государства в связи с отрицательной позицией России.
 

Туроператор "Диалог" предлагает туры в Латвию по прямой цене, корпоративные и индивидуальные туры в Латвию.

Заказать обратный звонок
Указанные цены являются ориентировочными и предназначены для юридических лиц