Латвия
Культура Латвии
Поскольку территория Латвии на протяжении веков
находилось под властью немецких баронов, первые письменные памятники
латышской культуры вначале создавались на латинском и немецком
языках. Латышский фольклор в годы Средневековья и вплоть до 19 в.
оставалось устным, латышское крестьянство создавало самобытные
устные предания, песни и былины на своем языке, они устно
передавались из поколения в поколение, а в конце 18 – начале 19 вв.
приняли свой окончательный вид. Записаны они были в 60–90-х 19 в.
Поэтому латышские народные песни носят печать закабаления народа
немецкими купцами, римской церковью и феодалами-помещиками, отражая
борьбу с немецкими баронами и классовые противоречия в латышском
обществе. В них также находят отражение взгляды, мнения и настроения
беднейших и наиболее угнетенных слоев крестьянства с конца 18 до
начала 19 вв. Эти народные песни, собранные Хр. Бароном (1835–1923),
и народные сказки, собранные А.Лерхис-Пушкайтисом (1859–1903),
изданные Российской академией наук, составляют единственный памятник
латышского литературного творчества до середины 19 в.
До этого, в 1526, появляется первый перевод молитвы Отче наш,
который стал вообще первым письменным документом на латышском языке,
сорока годами позднее – весь катехизис. В период шведского
владычества переводятся псалмы, а в начале 18 в. пастор Эрнст Глюк,
известный тем, что в его доме некогда жила в качестве прислуги Марта
Скавронская, будущая российская императрица Екатерина I, перевел на
латышский Библию. В самом конце 18 в. под влиянием Западной Европы
лютеранские немецкие пасторы положили начало светской литературе на
латышском языке, которую они считали противовесом латышским народным
песням. Наиболее ярким выразителем этого периода в латышской
литературе был Стендер Старший (1714–1796), желавший побороть своим
творчеством влияние народных песен и приобщить крестьян к немецкой
культуре.
В середине 19 в. в Латвии начинается быстрый процесс зарождения
национальной буржуазии, появляются первые писатели, обосновывающие
права латышской буржуазии в борьбе против феодалов-помещиков и
городской немецкой буржуазии (Хр. Вальдемарс (1825–1891), А.Спагис
(1820–1871), К.Безбардис и др.). Молодая национальная буржуазия
стремилась обосновать свою роль историей латышского народа, которая
была якобы насильственно прервана семьсот лет тому назад вторжением
немецких колонизаторов. Воскрешается, а частично и искусственно
создается латышская мифология. Начинается разработка латышского
языка, освобождение его от германизмов (А. Кронвальд, Ю. Аллунанс и
др.).
В художественной литературе этому периоду латышского фермерства
соответствует появление художественной по форме,
националистически-романтической по содержанию поэзии, выдающимися
представителями которой были Аусеклис (1850–1879), А.Пумпурс
(1841–1902), Хр. Барон (1835–1923), Ю.Аллунанс (1832–1864) и др.
В середине 1880-х латышская буржуазия пережила первый экономический
кризис. В связи с падением хлебных цен на мировом рынке разоряются
фермеры и городская буржуазия, вкладывавшая свои капиталы в торговлю
и домовладения, на почве кризиса вырастает оппозиция национализму.
Органом оппозиции явилась газета «Диенас Лапа», редакторами которой
становятся Я. Плекшан-Райнис (1865–1929) и П.Стучка (1865–1932).
Новую эпоху провозглашает своими Мыслями о новейшей литературе
(1893) один из первых латышских марксистов Я.Янсон-Браун
(1870–1917), выступивший против романтизма и консерватизма. В
художественной литературе представителями нового течения или
выступают Эдуард Вейденбаум (1867–1892), Эдуард Зваргулис-Трейманс
(1865) и Аспазия (1865). Стихотворения Вейденбаума не могли быть
напечатаны при его жизни по цензурным условиям – первое легальное
собрание их, и то с купюрами, появилось только после 1905. Они
разошлись в рукописях, их автор стал самым любимым поэтом
национальной демократии.
Крупнейшим поэтом революции 1905 явился Янис Райнис(1865–1929), один
из величайших национальных поэтов, редактор газеты «Диенас Лапа». В
1897 Райнис был арестован и выслан в Вятскую губернию. Из ссылки он
пишет свои знаменитые Далекие аккорды, изданные отдельной книгой в
1903 и ставшие литературным евангелием кануна 1905. В этом
символически-импрессионистском сборнике едкая гейневская сатира на
спящую зимним сном родину, на ее буржуазию и провинциально-мещанские
нравы и быт сочетается с призывом к борьбе, ибо «новое время не
придет, если люди его не приведут».
Другим видным латышским литератором 20 в. был Андрей Упит (1877),
романист, новеллист, драматург, критик. Как художник был весьма
плодовит, написал свыше десяти больших романов, большое число
рассказов и новелл, свыше десятка крупных драм. Начав с
реалистического бытописания деревни, в конце творческого пути
сблизился с литературой фашистского толка Латвии.
В годы фашистской оккупации Латвии (1941-1944) не появилось заметных
писателей и поэтов. В результате к концу двадцатого века в стране
сложилось три пласта латышской культуры. Первый пласт – это
латышская литература и традиции до советских времен. Второй пласт
сформировался после 1945 за пределами Латвии среди приблизительно
120 тыс. эмигрантов, создавших латышские общины в Швеции, Германии,
США, Канаде и Австралии. Третий пласт представляла культурная жизнь
в Латвии после 1945, которая создавалась как просоветски настроенной
интеллигенцией, так и антисоветски настроенной оппозицией.
Включение Латвии в состав Советского Союза изменило все сферы
культурной жизни, включая систему образования. Главным направлением
был социалистический реализм в литературе и изобразительном
искусстве. Все уровни системы образования развивались по двум
языковым направлениям – латышскому и русскому, латыши знакомились с
интернациональной культурой народов СССР и других стран. Однако в
середине 1980-х годов в культуре Латвии произошли радикальные
изменения. С приходом гласности издатели и писатели стали
публиковать запрещенные ранее произведения. Ведущими фигурами
Латвийского народного фронта стали деятели культуры, такие, как Янис
Петерс (р. 1939), который в течение некоторого времени был
латвийским послом в России, и композитор Раймондс Паулс (р. 1936),
позже министр культуры.
Туроператор "Диалог" предлагает туры в Латвию по прямой цене, корпоративные и индивидуальные туры в Латвию.